Проективные методики
Понятие, введенное для объединения ряда психологических методик по общему для них принципу выявления специфических личностных особенностей в ситуации эксперимента, отличающейся неопределенностью стимульного материала. В соответствии с концепцией С.Л. Рубинштейна, по которой внешние причины действуют через внутренние условия, которые сами формируются в результате внешних воздействий на психику, проективные психологические методы можно рассматривать как приемы опосредованного изучения личности, базирующиеся на создании специфической пластической стимульной ситуации. Такого рода экспериментальная ситуация в силу активности процесса восприятия создает условия, благоприятные для проявления тенденций, установок, эмоциональных состояний и других особенностей личности . По Е.Т. Соколовой проективный метод, ориентированный на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации, является чуть ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Различают следующие группы проективных методов: 1) методы структурирования (Роршаха тест); 2) методы конструирования (Шнейдермана тест составления картинки, Лёвенфельд-Бюлер тест миросозидания); 3) методы дополнения (Закса-Леви тест незаконченных предложений, Юнга ассоциативный эксперимент); 4) методы катарзиса (Морено психодрама); 5) методы изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого общения); 6) методы изучения продуктов творчества (Гуденах, Маховер тесты, Букка тест рисунка дома - дерева - человека).
Твитнуть | Нравится |